В школах Узбекистана уровень академической и организационной самостоятельности учителей значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОECD). Участие педагогов в выборе учебных программ и формировании школьной политики остается ограниченным.
Об этом говорится в аналитических материалах отчета международного исследования TALIS-2024 по Узбекистану.
Показатели академической самостоятельности
Согласно результатам исследования, самостоятельность учителей Узбекистана в учебном процессе (instructional autonomy) ниже по сравнению с развитыми странами.
Как показано на аналитической диаграмме, педагоги в меньшей степени участвуют либо обладают полномочиями ниже международных стандартов при решении следующих вопросов:
- выбор учебных материалов;
- определение содержания курса;
- принятие решений о том, какие предметы или курсы будут преподаваться в школе;
- установление порядка использования цифровых ресурсов.
Относительно более высоко оценены лишь показатели по выбору форм оценивания учащихся и определению методов преподавания.
Участие в управлении школой
В отчете также приведены мнения школьных директоров. По их словам, участие учителей в принятии решений, касающихся учебных программ, инструкций и других аспектов внутренней политики школы, ограничено как минимум в двух третях случаев.
В частности, в таких процессах, как распределение школьного бюджета и разработка дисциплинарной политики, влияние рядового учителя остается на низком уровне.
Контроль и подотчетность
Установлено, что система оценки деятельности учителей в Узбекистане (аттестация или мониторинг) служит не только инструментом профессионального роста, но и средством жесткого контроля.
Согласно анализу, лишь 1% учителей, считающих себя «полностью самостоятельными» при реализации учебных программ, проверяются реже одного раза в год или не проверяются вовсе.
Ранее сообщалось, что учителя Узбекистана входят в число наиболее активных пользователей искусственного интеллекта.

