TALIS-2024: участие учителей Узбекистана в управлении школами ниже международного уровня

TALIS-2024: участие учителей Узбекистана в управлении школами ниже международного уровня

В школах Узбекистана уровень академической и организационной самостоятельности учителей значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОECD). Участие педагогов в выборе учебных программ и формировании школьной политики остается ограниченным.

 

Об этом говорится в аналитических материалах отчета международного исследования TALIS-2024 по Узбекистану.

 

Показатели академической самостоятельности

 

Согласно результатам исследования, самостоятельность учителей Узбекистана в учебном процессе (instructional autonomy) ниже по сравнению с развитыми странами.

 

Как показано на аналитической диаграмме, педагоги в меньшей степени участвуют либо обладают полномочиями ниже международных стандартов при решении следующих вопросов:

 

  • выбор учебных материалов;
  • определение содержания курса;
  • принятие решений о том, какие предметы или курсы будут преподаваться в школе;
  • установление порядка использования цифровых ресурсов.

 

Относительно более высоко оценены лишь показатели по выбору форм оценивания учащихся и определению методов преподавания.

 

Участие в управлении школой

 

В отчете также приведены мнения школьных директоров. По их словам, участие учителей в принятии решений, касающихся учебных программ, инструкций и других аспектов внутренней политики школы, ограничено как минимум в двух третях случаев.

 

TALIS-2024: O‘zbekiston o‘qituvchilarining maktab boshqaruvidagi ishtiroki xalqaro darajadan past

 

В частности, в таких процессах, как распределение школьного бюджета и разработка дисциплинарной политики, влияние рядового учителя остается на низком уровне.

 

Контроль и подотчетность

 

Установлено, что система оценки деятельности учителей в Узбекистане (аттестация или мониторинг) служит не только инструментом профессионального роста, но и средством жесткого контроля.

 

Согласно анализу, лишь 1% учителей, считающих себя «полностью самостоятельными» при реализации учебных программ, проверяются реже одного раза в год или не проверяются вовсе.

 

Ранее сообщалось, что учителя Узбекистана входят в число наиболее активных пользователей искусственного интеллекта.