Новое исследование показало, что люди, которые учатся с помощью ChatGPT и других чат-ботов, усваивают материал значительно поверхностнее, чем те, кто пользуется традиционным поиском Google.
Исследователи Пенсильванского университета Шири Мелумад и Джин Хо Юн провели серию экспериментов с участием более 10 тысяч человек. Участникам предлагалось изучить определённую тему — например, как вырастить овощной огород — и их случайным образом направляли либо к ChatGPT, либо к поиску Google. После изучения материала каждый участник должен был написать совет незнакомому «другу», основываясь на полученных знаниях.
В результате пользователи искусственного интеллекта чувствовали, что узнали меньше. Они тратили меньше усилий на выполнение следующего задания, а написанные ими советы оказывались короче, менее детальными и более общими. Независимые читатели, не знавшие, каким способом участники получали информацию, оценили такие советы как менее полезные и менее информативные.
Учёные попытались выяснить причину различий. Даже когда и Google, и искусственный интеллект предоставляли участникам один и тот же набор фактов, те, кто получал готовые синтезированные ответы, демонстрировали более поверхностное понимание темы. Аналогичная ситуация наблюдалась и при сравнении обычного Google с функцией AI Overview: даже при неизменных фактах ИИ-объяснение снижало глубину знаний.
По мнению авторов, проблема связана с отсутствием так называемого «трения» — усилий, которые человек прикладывает при самостоятельном поиске информации. Переход по ссылкам, сравнение источников, интерпретация данных — все эти активные процессы способствуют формированию более глубоких и устойчивых знаний. LLM-модели же выполняют всю работу за пользователя, превращая обучение из активного процесса в пассивный.
Исследователи подчёркивают, что речь не идёт о том, чтобы отказаться от искусственного интеллекта. Напротив, ИИ полезен для получения быстрых и точных ответов. Однако если цель — глубокие и обобщаемые знания, полностью полагаться на готовые ответы ChatGPT недостаточно эффективно.
Учёные также попытались выяснить, можно ли сделать обучение с ИИ более активным. Но даже когда ChatGPT предоставлял ссылки на источники вместе с ответами, участники почти никогда не переходили по ним — после получения удобного готового ответа мотивация изучать тему дальше исчезала.

