Надо учить ребёнка управлять собой, а не держать класс под давлением

Надо учить ребёнка управлять собой, а не держать класс под давлением

Многие годы успех учителя неправильно понимали: считалось, что хороший педагог — это тот, кто умеет держать класс в тишине и контролировать всех учеников.

 

На самом деле это лишь внешний контроль. Истинное педагогическое мастерство заключается в том, чтобы формировать у ребёнка внутренний контроль — способность управлять собой.

 

Трудности — естественный рост

 

Трудности в процессе обучения — это не враг, а условие развития. Но многие дети на первых этапах сталкиваются с разочарованием, потому что их не научили терпению, настойчивости и доводить дело до конца.

 

Поэтому крайне важно, чтобы взрослые не выполняли задачи за ребёнка.

 

Формирование внутреннего контроля у ребёнка

 

Современная педагогика считает, что главное мастерство учителя — не управление классом. Держать класс в тишине 45 минут — временный показатель.

 

Истинный результат — формирование у ребёнка «компетенции самоконтроля»:

 

– управление эмоциями;
– планирование задач;
– самоконтроль;
– управление временем;
– признание ошибок;
– нахождение самостоятельных решений.

 

Эти компетенции становятся опорой, которая поддерживает ребёнка всю жизнь. Для развития самоконтроля важно, чтобы взрослые не вмешивались чрезмерно.

 

То есть учитель:

 

– управляет процессом, но оставляет выполнение ребёнку;
– показывает путь, но не делает за него;
– помогает, но не лишает самостоятельности.

 

Давать ребёнку самостоятельность — самая большая мудрость педагога.

 

Практические методы:

 

Метод «3 минуты наблюдения» — если ребёнок просит помощи, не вмешивайтесь сразу. Наблюдайте 3 минуты. Чаще всего он справится сам.

 

Правило «половина помощи» — если помощь необходима, оставьте ребёнку 50% решения. Только направляйте.

 

Руководство через вопросы — не приказы, а вопросы:

 


– «С чего можно начать в этой задаче?»
– «Как ты думаешь, с какой стороны начать?»

 

Вопросы стимулируют мыслительный процесс.

 

Открытый выбор

 

Даже небольшой выбор усиливает самостоятельность:

 


– «Сначала сделаешь это задание или второе?»
– «Каким цветом хочешь писать?»

 

Принцип «ошибка — часть обучения»

 

Ребёнок, который боится ошибок, никогда не станет самостоятельным.

 

Истинный успех учителя:

 


– не в том, чтобы держать класс в тишине;
– не в том, чтобы управлять детьми;
– а в том, чтобы учить ребёнка управлять собой;
– пробуждать внутреннюю мотивацию;
– поддерживать самостоятельность;
– учить преодолевать трудности.

 

Эти навыки помогают ребёнку не только в школе, но и на протяжении всей жизни.