Согласно отчету OECD TALIS 2024, узбекистанские педагоги вошли в число самых активных пользователей технологий искусственного интеллекта (AI) среди стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).
По результатам исследования, 62% учителей в Узбекистане используют технологии искусственного интеллекта в своей профессиональной деятельности. Этот показатель почти вдвое превышает средний уровень по странам OECD — 36%.
Основные цели использования AI:
— 92% — для изучения учебных тем и формирования выводов;
— 91% — для планирования уроков и разработки учебных материалов;
— 86% — для анализа вовлеченности и результатов учащихся.
Менее распространённые направления применения:
— 78% — автоматическая адаптация сложности учебных материалов;
— 69% — поддержка учащихся с особыми образовательными потребностями;
— 66% — создание обратной связи для учеников и родителей.
«Активное внедрение цифровых инструментов и технологий искусственного интеллекта узбекистанскими педагогами свидетельствует о поступательном развитии системы образования в инновационном направлении», — отмечается в комментарии OECD.
В то же время среди учителей, не использующих AI, 46% указали на недостаток знаний и навыков, а 54% — на нехватку технической инфраструктуры в школах.
По мнению экспертов, высокий уровень открытости узбекистанских педагогов к технологиям демонстрирует стремление страны к цифровой трансформации образования, однако дальнейшее развитие требует укрепления материально-технической базы учебных заведений.
Для справки: OECD — это Организация экономического сотрудничества и развития, основанная в 1961 году в Париже. В её состав входят 38 стран. Основная цель организации — содействие экономическому росту, социальному благополучию и повышению качества образования.
OECD проводит крупнейшие международные исследования в области образования, в частности:
PISA — оценивает знания и навыки учащихся;
TALIS — изучает условия труда и профессиональный опыт учителей.
Данные этих исследований служат одной из ключевых основ для формирования образовательной политики во многих странах мира.

