Подготовка к экзаменам часто сводится к попытке за несколько дней освоить огромный объём материала. Но уже через неделю большинство студентов едва ли смогут воспроизвести даже малую часть изученного. Этот процесс потери знаний объясняет концепция кривой забывания, разработанная немецким учёным Германом Эббингаузом. Его исследования стали основой для изучения памяти и методов её улучшения.
Что такое кривая забывания
Кривая забывания — инструмент, который позволяет лучше понять, как работает человеческая память. Эббингауз доказал, что без закрепления информация быстро теряется, но её можно сохранить надолго, если использовать техники осмысленного восприятия, повторений и дополнительных упражнений. Учёт этих принципов поможет студентам не только подготовиться к экзаменам, но и надолго сохранить ценные знания.
Кривую забывания Эббингауз сформулировал в XIX веке в своей работе «О памяти» (оригинальное название на немецком — Über das Gedächtnis). Он исследовал, как быстро человек забывает новую информацию, используя на опытах бессмысленные слоги. Через 20 минут после заучивания испытуемые помнили лишь 60% материала, через 9 часов — 40%, а спустя месяц — чуть более 20%. Наибольшие потери происходили сразу после заучивания, если информация не закреплялась.
Эббингауз также выяснил, что связные тексты (например, поэма «Дон Жуан» Байрона) забываются медленнее, чем бессмысленные слоги, но общая закономерность сохраняется. Современные исследования, такие как работа Джаап Мурра и Джори Дроса (2015), подтвердили достоверность его выводов.
Почему забывание полезно
Забывание — это естественный процесс, позволяющий мозгу очищать память от ненужной информации. Это сравнимо с работой компьютера: чтобы система работала эффективно, требуется освобождать место на диске. Однако важно понимать, что действительно важные знания должны закрепляться в долговременной памяти.
Чтобы улучшить запоминание, необходимо учитывать некоторые факторы, влияющие на память.
Как помочь студентам запоминать информацию
1. Делайте информацию осмысленной
Структурируйте материал так, чтобы он был понятен и логичен. Связывайте изучаемую теорию с уже известными студентам фактами, добавляйте контекст из массовой культуры или повседневной жизни. Для взрослых можно опираться на их личный опыт. Объясняйте сложные концепции на простых примерах — это делает информацию доступной для восприятия.
2. Используйте технику повторений
Регулярное повторение — ключ к сохранению знаний. Первый повтор лучше проводить через 20 минут после изучения, затем через час, три часа, один день, три дня, неделю и так далее. Такой подход замедляет процесс забывания, позволяя надолго удерживать материал в памяти.
Эта техника, подтверждённая исследованиями Томас Ландауэра и Роберт Бьорка, особенно эффективна для запоминания фактов, слов и формул. Однако её эффективность для усвоения более сложных концепций пока изучена недостаточно.
3. Практикуйте «сверхобучение»
«Сверхобучение» (от английского слова overlearning) — предполагает закрепление навыков даже после их полного освоения. Дополнительное время на тренировки помогает укрепить знания. Этот метод особенно эффективен для изучения иностранных языков и запоминания фактов, так как задействует высшие когнитивные функции.