ЮНЕСКО провело исследование работы директоров школ по всему миру, отмечая, что от них ожидают не только поддержания качества образования, но и создания сообществ, а также развития кадрового потенциала. Однако на практике их время в основном уходит на административную рутину.
В новом глобальном докладе по мониторингу образования, опубликованном на сайте ЮНЕСКО, ключевые главы посвящены статистике о школьных директорах, а также роли лидеров учительских и ученических организаций и руководству образовательными системами на региональном и национальном уровнях.
Ожидания от школьных директоров в разных странах
Эксперты ЮНЕСКО подчеркивают, что современные директора школ сталкиваются с множеством задач. Их можно обобщить в четыре основные категории:
1. Определение миссии и целей школы. Устанавливать стандарты работы учителей, достижения учеников и доносить эту информацию до коллектива.
2. Контроль качества образования. Следить за содержанием учебных программ, оценивать прогресс учеников и поддерживать внимание учителей на образовательном процессе.
3. Создание сетей взаимодействия. Формировать связи внутри школы, с семьями учеников и местными сообществами.
4. Развитие персонала. Организовывать повышение квалификации учителей, предоставлять им индивидуальную поддержку и оценивать их работу.
Эти задачи зафиксированы в национальных нормативных актах. Например, в 57% образовательных систем из 211, проанализированных в рамках исследования, директора обязаны наблюдать за работой учителей и предоставлять обратную связь. Также данные опроса TALIS 2018 года показывают, что 57% директоров средних школ участвуют в разработке учебных программ, включая выбор предлагаемых курсов.
Для выполнения всех этих обязанностей директора школ должны обладать широким набором навыков, начиная с аналитических способностей и эмоционального интеллекта до знания педагогической науки и мировых трендов в образовании.
Реальная картина работы директоров школ
Несмотря на высокие ожидания, работа школьного директора зачастую связана с решением множества административных вопросов: планирование, управление персоналом, подготовка отчетности и т.д.
Исследования показывают, что в разных регионах мира директора школ проводят большую часть времени за управленческими задачами:
– В 14 странах с низким и средним уровнем дохода, включая Эквадор, Филиппины, Пакистан и Кению, директора тратят до 68% рабочего времени на администрирование;
– В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) треть директоров также сообщают, что работа с отчетами, бюджетами и расписаниями практически исключает возможность уделять время мониторингу учебного процесса;
– В Греции директора школ упоминают в качестве ежедневных задач найм учителей на замену, организацию оплаты их труда, вызов сантехников, взаимодействие с дорожной полицией по расписанию автобусов, составление графиков уборок и ввод данных в информационные системы;
Подготовка руководителей школ
Назначение на должность директора школы не всегда сопровождается специальной подготовкой. Согласно докладу, такая практика существует только в 60% стран. В 46% стран достаточно педагогического опыта, а в 34% также требуется управленческий опыт. Это приводит к тому, что многие новые директора, обладая опытом преподавания, не имеют навыков управления.
Цифровые технологии в школах
В прошлом году в докладе ЮНЕСКО эксперты рекомендовали с осторожностью использовать цифровые технологии в обучении и поддерживали запрет смартфонов в школах в ряде случаев. В России эти рекомендации нашли отражение в поправках к закону «Об образовании»: теперь средства связи можно использовать только в случае угрозы жизни или здоровью учащихся.