60% детей в Казахстане младше десяти лет имеют аккаунты в социальных сетях и на игровых платформах. Это данные исследования «Kazakhstan Kids Online», проведённого в этом году.
Всё большую популярность приобретает термин «цифровой аутизм», которым называют зависимость от гаджетов, приводящую к поведенческим изменениям у детей. Однако специалисты опровергают существование такого диагноза, сообщает корреспондент «24KZ».
БЛИЦ:
– Я люблю играть в Minecraft, в игре я видел только куриц, там никаких монстров. Нравится, потому что там можно делать всё что угодно. Я там дом построил до облаков и на облаках.
– Я играю в зомби, которые всех могут защищать, я их убиваю, потому что они все под нами ходят и стреляют.
Вот так шестилетние дети с горящими глазами рассказывают о своих любимых играх. Виртуальный мир, яркий и полный возможностей, захватил внимание дошкольников. Чтобы хоть немного отвлечь детей, в этом столичном центре их обучают арифметике, рисованию и робототехнике. Однако восприятие современных детей уже изменилось. Это подтверждает видео в интернете, где девочка пытается увеличить изображение на обычной фотографии, как на экране.
Понятие «цифровой аутизм» всё чаще упоминают казахстанские психологи и педагоги. По их мнению, это зависимость от гаджетов, которая приводит к поведенческим изменениям у детей. Симптомы напоминают признаки настоящего аутизма: нарушения речи и трудности в общении.
Комментарий психолога Татьяны Остапенко:
«У нас есть гормон – дофамин. Он вырабатывается от пассивного удовольствия, от похвалы за выполненные действия. Сеть позволяет получать его очень быстро, особенно в играх. За три часа в сети вырабатывается дофамина в пять раз больше, чем суточная норма. В реальной жизни такое удовольствие мы получить не можем».
Избыток «гормона радости» может вызывать у ребёнка утомляемость и раздражительность. Это доказанный факт. Но считать зависимость от гаджетов аутизмом — абсурдно, говорят специалисты. Аутизм — это врождённое заболевание, связанное с нарушениями в развитии нервной системы.
Комментарий исследователя Наримана Амантаева:
«Это не существующий диагноз. Его нет ни в одном классификаторе заболеваний — ни в МКБ-10, ни в МКБ-11, и никогда не будет. Из-за этого люди просто пугаются, а реальные аутисты подвергаются демонизации, что сводит на нет многолетние усилия аутистического сообщества по информированию об аутизме».
Полностью запретить детям использовать гаджеты сегодня невозможно из-за глобальной цифровизации. Но важно контролировать контент, который потребляет ребёнок, объясняют педагоги. Родители должны выступать фильтром. Если ребёнок решает сложные логические задачи, это стимулирует его умственную деятельность. Видео без смыслового содержания, напротив, оказывает негативный эффект.
Комментарий педагога Анны Казиевой:
«Если просто забрать у ребёнка телефон, он не знает, чем заняться и как себя вести. Поэтому мы привлекаем его чтением книг, развиваем мелкую моторику — вырезаем, лепим. Всё свободное время нужно направить в полезное русло».
Для полноценного развития ребёнку важно прожить детство в реальном мире. Ему нужно играть со сверстниками, общаться, выстраивать первые социальные связи. Увлечения в реальном мире развивают мозговую деятельность и укрепляют социальные навыки ребёнка.