Исследование профессора Синьхуаского университета Фэй Гуо охватило более 130 тысяч студентов из 34 китайских вузов. Результаты исследования были представлены на XV Международной конференции исследователей высшего образования, проведенной в Научно-исследовательском институте высшего и среднего специального образования.
«Средние школы Китая очень конкурентоспособны, потому что вступительный экзамен — Гаокао — очень сложный. Этот экзамен сдается всем выпускникам средних школ Китая для подготовки и повышения квалификации для поступления в университеты. Обычно он проводится в начале июня и длится около года. за два-три дня баллы обычно начисляются по 750-балльной системе”, – рассказалa профессор.
Поэтому учащиеся с высшим образованием учатся очень интенсивно, стараясь не только освоить программу, но и войти в число лучших по успеваемости. После сдачи вступительных экзаменов многие молодые люди теряют чувство цели и смысла в учебе.
Как проявляется психологическое беспокойство?
Исследование, проведенное среди студентов высших учебных заведений Китая, показало, что 90% участников считают, что упорство в учебе позволяет им добиться успеха и способность преодолевать трудности. Однако около 30% не согласились с тем, что выбранная специальность и конкретно изучаемые предметы помогут им подготовиться к будущей карьере.
Кроме того, психологические проблемы снижают интерес к учебе, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах обучения.
Исследователи также выявили следующие особенности:
– у студенток первого поколения уровень настойчивости и уверенности в себе ниже, чем у мальчиков;
– в престижных университетах студенты чаще сталкиваются с психологическими проблемами из-за высокой конкуренции;
– у первокурсников и старшекурсников уровень стресса, как правило, ниже, чем у второкурсников.
Именно второй год обучения – самый трудный. Потому что на первом курсе многие проходят сложные вступительные экзамены и чувствуют себя победителями, а затем усложняется обучение и повышается психологическое напряжение. Близко к выпуску, большинству студентов удается преодолеть давление.
По словам профессора, уже в 1994 году в китайских университетах появились программы психологической поддержки. Правительство регулярно их расширяло. Практически в каждом вузе есть консультационные центры, где студенты могут получить психологическую помощь и рекомендации в области.
Тем не менее, студенты с самыми низкими показателями психологического благополучия обращаются в такие центры реже, чем другие.