По сообщениям представителей медиаресурса “Nazorat.uz”, совместно с руководителями негосударственных образовательных учреждений из Республики Каракалпакстан, Хорезмской и Бухарской областей, они обратились в Министерство высшего образования, науки и инноваций.
По словам представителей негосударственных образовательных учреждений, они действовали в рамках действующего законодательства, получили разрешение на проведение курсов повышения квалификации и переподготовки и продолжали свою деятельность. Однако в последние месяцы выпускники их учреждений, прошедшие переподготовку в качестве воспитателей дошкольных образовательных учреждений и помощников воспитателей, столкнулись с тем, что их дипломы не признаются, что привело к ряду проблем.
«Мы начали свою деятельность в Гиждуванском районе Бухарской области. Люди с профессиональным средним образованием, окончившие колледжи, приходили к нам, проходили курсы переподготовки в течение 6-9 месяцев и получали дипломы воспитателя дошкольного образования. У нас были специалисты, которые работали два года и получали зарплату, но с июня 2024 года выплаты зарплаты прекратились. Мы подготовили 350 специалистов, из них 250 столкнулись с этой проблемой. Они не могут получать зарплату, что приводит к семейным конфликтам. Трудовые договоры нарушаются», — сообщила директор «G‘IJDUVON BUSINESS PLACE».
Ранее, вместе с представителями “Nazorat.uz” руководители негосударственных образовательных учреждений уже обращались в Министерство дошкольного и школьного образования по этому вопросу. Временно исполняющий обязанности начальника юридического управления министерства Охунжон Ибрагимов сообщил, что для признания дипломов эти учреждения должны пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Он сослался на статью 31 Закона «Об образовании».
Однако, по словам ответственных сотрудников Министерства высшего образования, науки и инноваций, так как этим учреждениям нет ещё 4 лет, они не обязаны проходить государственную аттестацию и аккредитацию.
В настоящее время постановлением Кабинета Министров №91 от 14 февраля 2024 года был утверждён порядок проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Однако для государственных и негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также для тех, кто занимается повышением квалификации и переподготовкой кадров, новый порядок государственной аттестации и аккредитации ещё не был утверждён.
Выяснилось, что образовательные учреждения проходили аттестацию и аккредитацию в соответствии с постановлением Кабинета Министров №470 от 7 июня 2019 года, которую проводила Государственная инспекция по надзору за качеством образования (деятельность которой была прекращена в 2022 году). После её ликвидации порядок аттестации и аккредитации был отменён, и согласно пункту 3 постановления Президента Узбекистана №ПП-200 от 3 июля 2023 года, была введена система комплексной и специальной государственной аккредитации. Комплексная государственная аккредитация должна проводиться каждые четыре года на основе результатов внешней оценки образовательных учреждений.
Согласно «Дорожной карте», утверждённой приложением №6 к этому постановлению, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство юстиции и заинтересованные ведомства должны были до октября 2023 года разработать проект постановления Кабинета Министров о порядке проведения комплексной и специальной государственной аккредитации для образовательных учреждений.
В сентябре 2024 года в ходе встречи с предпринимателями и представителями “Nazorat.uz” ответственный сотрудник Министерства высшего образования, науки и инноваций сообщил, что проект постановления Кабинета Министров о порядке проведения аккредитации негосударственных образовательных учреждений будет принят до конца текущего месяца, и тогда можно будет подавать заявки на прохождение аккредитации.
Однако на момент подготовки этой статьи 12 октября 2024 года в Национальной базе законодательства Узбекистана (lex.uz) этот документ найден не был.
Кроме того, существует ещё одно расхождение в позициях двух министерств по другому вопросу. Сотрудники Министерства дошкольного и школьного образования заявляют, что переподготовка не предусмотрена для специалистов со средним специальным образованием, и она возможна только для лиц с высшим образованием. В то же время, представители Министерства высшего образования, науки и инноваций отмечают, что в действующих правилах предусмотрена переподготовка для педагогов со средним специальным образованием.
Ниже приведены вопросы, на которые негосударственные образовательные учреждения, а также лица, прошедшие или желающие пройти переподготовку, надеются получить ответы от уполномоченных министерств и ведомств:
1. Могут ли специалисты со средним специальным образованием в других областях пройти переподготовку в государственных или негосударственных образовательных учреждениях, чтобы работать воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях?
2. Будут ли негосударственные образовательные учреждения, занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой кадров, проходить государственную аккредитацию? Есть ли чёткие правила по этому вопросу?
3. Будут ли признаны дипломы граждан, прошедших переподготовку в негосударственных образовательных учреждениях для работы воспитателями и помощниками воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, если их уволили с работы летом 2024 года? Смогут ли они продолжить работать по этой специальности?
4. В видеоматериале руководители негосударственных образовательных учреждений сообщили, что они выдали дипломы гражданам, окончившим 11 класс, прошедшим переподготовку для работы воспитателями и помощниками воспитателей. Они отметили, что эти люди работали в детских садах с 1997 года, не имея специализированного образования. Смогут ли они продолжить работать? И смогут ли граждане, окончившие 11 классов, пройти переподготовку по этой специальности?
5. В видеоматериале также упоминается, что в настоящее время в республике насчитывается более 1500 негосударственных образовательных учреждений, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой кадров. Существует ли какая-либо информация о том, сколько человек обучались в этих учреждениях, в течение какого времени, и когда они получили дипломы? Сотрудники Министерства высшего образования, науки и инноваций заявили, что у них нет такой информации и они запросили её у образовательных учреждений.
Конкретные ответы на эти вопросы и разработка нормативно-правовых актов с учётом всех аспектов помогут гражданам избежать множества проблем. Сайт ta’limxabarlari.uz готов опубликовать ответы министерств и ведомств на эти вопросы.