Пожилой профессор затаил обиду на студентов, которые пропускали его лекции, и на экзаменах был беспощаден. Сдача экзамена у него была похожа на лотерею с минимальными шансами на успех. - Ta’lim xabarlari
Пожилой профессор затаил обиду на студентов, которые пропускали его лекции, и на экзаменах был беспощаден. Сдача экзамена у него была похожа на лотерею с минимальными шансами на успех.

Когда князь Оболенский был студентом Петербургского университета, один из предметов преподавал одарённый учёный, который, к сожалению, отличался невыносимо скучными лекциями. Из-за этого студенты избегали его занятий, и в ответ профессор устраивал им сложнейший трёх этапный экзамен, который был практически непреодолим даже для самых одарённых. Однако находчивые студенты всё равно находили выход из этой ситуации!

Как студенты Санкт-Петербурга в конце XIX века ухитрялись пройти через абсолютно непроходимый экзамен у мстительного профессора.

Маленький, желчного вида старичок занимал место за кафедрой и монотонно перечислял мельчайшие особенности анатомии различных раков, моллюсков и другой морской живности, которая, к нашему несчастью, имела бесчисленное количество латинских названий. Уже через десять минут после начала лекции мысли студентов блуждали далеко от аудитории, а через полчаса монотонный голос так нагонял сон, что приходилось постоянно менять позу, чтобы хоть как-то его отогнать.

Лекции Вагнера посещали только студенты, выбравшие зоологию своей специальностью, и то нерегулярно; таких было 2–3 человека. Хотя старик привык к пустой аудитории, он всё равно обижался на студентов, которые не ходили на его занятия, и на экзаменах был беспощаден. Экзамен начинался с того, что нужно было ответить на вопросы по билету. Это было трудно из-за огромного объёма курса, но при хорошей памяти некоторым удавалось его вызубрить.

Затем Вагнер подходил к столу, на котором стояли банки с заспиртованными морскими существами, указывал на одну из них и спрашивал её латинское название. Для неспециалиста, впервые видевшего этих похожих друг на друга желатинообразных медуз, различных актиний и других, было почти невозможно дать правильный ответ. Но студенты нашли способ подготовиться к такому экзамену: на всех банках были этикетки с названиями, прикрытые сверху бумажными козырьками. Студенты приходили в экзаменационную комнату за час до экзамена и, приподнимая козырьки, заучивали названия, запоминая при этом форму банок и их расположение. Это вполне удавалось на несколько часов, и таким образом эта часть экзамена проходила даже лучше первой.

Однако оставалось ещё одно испытание, которое почти никто не мог пройти: на столе лежала груда рисунков с анатомическими разрезами различных моллюсков. Рисунки были без надписей, а моллюски похожи друг на друга как близнецы. Вагнер тонким голосом называл моллюска и предлагал выбрать его изображение из общей кучи. Это была лотерея с минимальными шансами на успех. Мне лично повезло: порывшись в груде рисунков, я, к своему удивлению, вытянул нужный и получил хорошую оценку за экзамен.

Контекст

Это фрагмент из воспоминаний князя Владимира Андреевича Оболенского (1869–1950), известного общественного и политического деятеля. В период с 1887 по 1891 годы он учился на естественно-научном факультете Санкт-Петербургского императорского университета, который в те времена называли просто естественным. Химию в это время преподавал великий Менделеев, который проводил лекции и экзамены необычно и увлекательно. Однако на факультете были и такие преподаватели, чьи лекции было крайне трудно слушать. Оболенский называл их «усыпителями» и посвятил им целую галерею в своих мемуарах. На их занятия почти никто не приходил, в то время как аудитории у действительно интересных лекторов были переполнены студентами, среди которых часто оказывались и те, кто учился на других факультетах.

 

В данном отрывке речь идёт о профессоре зоологии Николае Петровиче Вагнере (1829–1907). Он был не только кабинетным учёным, но и практическим исследователем, возглавлявшим биологическую станцию на Соловецких островах. Вероятно, именно оттуда он привозил упомянутые Оболенским баночки с заспиртованными морскими существами. Однако Вагнер был более известен не своими научными трудами, а экспериментами в области спиритизма и литературным творчеством — он был очень популярным детским писателем, которого называли «русским Андерсеном». Очевидно, что в этой области профессор был значительно более одарён, чем в педагогике.

 

Процедура сдачи экзаменов, описанная Оболенским как своего рода лотерея, на самом деле не была чем-то необычным в университетах царской России. Лев Толстой, который учился в университете за несколько десятилетий до Оболенского, также вспоминал нечто подобное. В то же время у некоторых преподавателей сдача экзаменов, напротив, была слишком легкой. Оболенский, вспоминая еще одного пожилого профессора — Фандер-Флита, который также плохо читал лекции, отмечал, что экзамены у него сдавались легко, так как он всегда ставил хорошие оценки даже за слабые ответы. Студенты, зная об этой его особенности, старались не огорчать старика отсутствием на лекциях и всегда отправляли к нему на занятия нескольких слушателей «по очереди»

Add a Comment

Your email address will not be published.

Mavzuga oid​

Telegram kanalga a’zo bo’lgan holda yangiliklar to'g'ridan-to'g'ri xabardor bo’ling!

Hamkorlarimiz

По теме

Станьте участником Telegram-канала и будьте в курсе новостей напрямую!

Наши партнеры