О дошкольном образовании и воспитании

О дошкольном образовании и воспитании

Принят Законодательной палатой 22 октября 2019 года.

Одобрено Сенатом 14 декабря 2019 года.

Глава 1. Общие правила

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере дошкольного образования и воспитания.

См. предыдущее редактирование.

Статья 2. Законодательство о дошкольном образовании и воспитании

Законодательство о дошкольном образовании и воспитании состоит из настоящего Закона и других правовых документов.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о дошкольном образовании и воспитании, применяются правила международного договора.
(Статья 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года №ORQ-683 – Национальная база данных законодательной информации, от 21 апреля 2021 года, №03/21/683/0375)
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
дети с особыми образовательными потребностями – дети с индивидуальными потребностями, нуждающиеся в особом внимании со стороны семьи, педагогов, специалистов, общества и государства, независимо от того, имеют ли они инвалидность или нет;
государственная организация дошкольного образования – организация, финансируемая и управляемая государством и предоставляющая услуги дошкольного образования и воспитания в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования и воспитания;
инклюзивное образование и воспитание – процесс, обеспечивающий равные возможности для обучения и воспитания с учетом потребностей детей в специальном образовании и индивидуальных возможностей;
дошкольный возраст – возраст детей от рождения до семи лет, до начала их обучения в учреждениях общего среднего образования;
дошкольное образование и обучение – вид непрерывного образования, направленный на обеспечение образования и обучения детей, их интеллектуальное, духовно-нравственное, этическое, эстетическое и физическое развитие, а также подготовку детей к общему среднему образованию;
государственный стандарт дошкольного образования и воспитания – совокупность обязательных требований к размеру, содержанию и качеству образовательного процесса, строительству и оснащению дошкольной образовательной организации, а также организации здорового питания и безопасности детей дошкольного возраста;
государственная образовательная программа дошкольного образования и воспитания – определяющая объем и содержание основных знаний, умений и навыков, подлежащих освоению ребенком, а также уникальность содержания образования и воспитания, документ, описывающий особенности организации учебного процесса;
организация дошкольного образования – государственная и негосударственная организация, оказывающая образовательные и обучающие услуги в области дошкольного образования и воспитания;
негосударственная организация дошкольного образования – юридическое лицо, оказывающее образовательные и обучающие услуги в сфере дошкольного образования и воспитания на основании лицензии на осуществление деятельности в сфере негосударственных образовательных услуг;
профессиональный стандарт педагога – совокупность основных требований к личным профессиональным качествам, знаниям, навыкам и умениям педагога дошкольной образовательной организации;
альтернативная форма обучения и воспитания – модель организации инновационного образовательного процесса в системе дошкольного образования и воспитания.
Статья 4. Основные принципы дошкольного образования и воспитания
Основными принципами дошкольного образования и воспитания являются:
доступность дошкольного образования и обучения для каждого ребенка;
равные условия для развития талантов, увлечений и способностей каждого ребенка;
единство образования, воспитания и здоровья дошкольников, воспитательное влияние семьи и организации дошкольного образования;
гармония обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
личностный подход, направленный на развитие личности ребенка;
последовательность и непрерывность дошкольного и общего среднего образования;
демократический и светский характер образования и обучения;
прозрачность и открытость образовательного процесса;
соответствие содержания, уровня и размеров дошкольного образования и воспитания особенностям развития и состоянию здоровья детей дошкольного возраста.

Статья 5. Основные направления государственной политики в области дошкольного образования и воспитания

Основными направлениями государственной политики в области дошкольного образования и воспитания являются:
обеспечение реализации права каждого ребенка на получение дошкольного образования и воспитания;
создание условий для обеспечения полноценного включения детей в дошкольное образование и воспитание;
оказание всесторонней поддержки семье в развитии ребенка, дошкольном образовании и воспитании;

создание условий для получения детьми, в том числе детьми с особыми образовательными потребностями, качественного дошкольного образования и воспитания;
создание и развитие альтернативных форм образования и воспитания;
государственная поддержка развития дошкольного образования и воспитания;
внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства, направленных на расширение сети дошкольных образовательных организаций;
внедрение современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий в целях всестороннего развития детей дошкольного возраста;
развитие международного сотрудничества.
Статья 6.Государственные гарантии на дошкольное образование и воспитание
Каждый ребенок имеет право на дошкольное образование.Государство гарантирует право каждого ребенка на один год обязательной подготовки к получению общего среднего образования в государственных дошкольных образовательных учреждениях за год до поступления в общеобразовательное учреждение.
Отзыв от LexUZ
Подробнее см.: Пункт 15 Указа Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2020 года № ПФ-5953.
Государственные гарантии дошкольного образования и воспитания детей обеспечиваются путем оказания услуг по дошкольному образованию и воспитанию на базе государственных организаций дошкольного образования, а также организации альтернативных форм обучения и воспитания.